Как выявить и воспитать в ребенке лидерские качества. Секреты воспитания, или как вырастить лидера Как привить ребенку лидерские качества

Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он - мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок - девочка.

Вопрос лидерства зависит не от природных данных, а от знаний, вложенных в голову ребенка родителями. И опыт поколений это подтверждает. Часто бывает, что человек долгие годы сидел богатырем на печи, никого не трогал, никуда не лез. Но случилась чрезвычайная ситуация, и он взял на себя и власть, и ответственность за происходящее, легко решил трудные задачи, над которыми разводили руками вчерашние пассионарии.

Детское лидерство

Дети тоже легко проявляют свои лидерские качества, если им не мешать и не втолковывать в голову, что «да, с твоим характером ничего не добьешься». Родителям стоит помнить, что занять лидирующую позицию может каждый, и не стоит махать руками раньше времени, нужно подобрать правильную стратегию воспитания в зависимости от характера и темперамента ребенка.

Два типа лидерства

Знаете ли вы, что лидерство бывает двух типов?

Скорее всего, вам хорошо известен только первый его тип, наиболее яркий, харизматичный - так называемое открытое лидерство («первый парень на деревне», душа компании) . Человек-организатор, который сказал - и все слушаются, делают, потому что хочется подчиняться его власти и очарованию.

Второй тип лидерства - более сдержанный, не всегда эмоциональный, этакий серый кардинал , который тихо и незаметно даже не дает распоряжения, а управляет людьми так, что они сами предлагают сделать нужное и бросаются исполнять после лёгкого кивка.

Второй тип во многом более выгоден, так как неочевидное, не бросающееся в глаза лидерство позволяет добиваться результатов , а в случае ошибки или провала обиженная толпа растерзает яркого лидера, в то время как серый кардинал спокойно будет сидеть дальше в своем кабинете. Он вычеркнет из списка контактов очередного неудачливого героя, только и всего… Неплохая тактика, если подумать.

Что же с детским лидерством? Большинство родителей догадываются, что растить лидеров из мальчика и из девочки следует по-разному. Но часто даже взрослым непонятно, в чем именно должно быть отличие.

Если у вас сын

Возьмем в качестве примера литературное произведение Михаила Веллера «Приключения майора Звягина», невероятно мотивирующая книга. В одной из глав как раз рассказывается, как незаметный мальчик влюбляется в первую красавицу класса. Она уже в студенческом возрасте без фанатизма принимает его ухаживания, потом начинает встречаться с более богатым парнем - аспирантом с машиной. А мальчику говорит: «Отстань от меня, надоел».

В книге этот «амебный» юноша под руководством майора Звягина постепенно становится популярным парнем, о котором мечтает любая девушка. Майор за несколько месяцев «прокачивает» обычного работягу со стройки, никуда не поступившего, стеснительного: обучает играть на гитаре, прилично одеваться, ходить на лыжах. Юноша публикует стихотворение, сочиненное коллективным разумом семьи Звягина, и попадает на престижную ТВ-передачу, которую смотрят все, в том числе его пассия.

Всего за три месяца обычный парень набирает те бонусы, с помощью которых он переходит в разряд востребованных молодых людей. Он прекрасно танцует, хорошо одевается, живо ведет беседу, рассуждает, транслируя мысли из умных книг. Он умело дерется на глазах у своей возлюбленной, великолепно катается на лыжах, и еще у него есть поклонница с машиной. И все, образ сформирован, вчерашняя недотрога по уши влюбляется и соглашается выйти замуж.

Давайте посмотрим на художественный сюжет внимательнее: в книге четко прописана классическая схема, как человек из рабочего на стройке и неудачника без особых перспектив становится желанным мужем для избалованной девушки. И подобную схему можно применить к любому человеку в юном возрасте или еще лучше - в детстве. Родитель может стать для сына «майором Звягиным» и помочь последовательно выполнить шаги к успеху.

На этом пути вашему сыну может понадобиться еще и помощь друзей, но чтобы друзья захотели помогать, ребенок уже должен быть для них авторитетом. И эта авторитетность нарабатывается: либо человек умеет делать что-то лучше, чем они, либо он знает больше; или же в каких-то ситуациях он грамотно реагирует, не теряется, не паникует, а четко говорит, как и что мы будем делать; или у него есть какие-то необычные мысли, знания, действия, и тогда остальные смотрят на него как на гуру.

Нужно подумать, какие интересы подходят для его возраста, для его компании, в какой ситуации ребенок может продемонстрировать превосходство, наличие знаний, которых нет у других детей.

Если у вас дочь

Когда-то я прочла любопытный эпизод, как девочку, обычную школьницу, можно превратить в первую красавицу и умницу. Учитель по предмету «Этика и психология жизни» захотел обычную девочку сделать супер-красавицей в восприятии одноклассников. После лекции о галантности и хороших манерах он поставил девочку на стул и показывал, как правильно целовать даме руку, на примере этой девочке.

Дело было в 10 классе, в сентябре, и весь учебный год все мальчики смотрели на эту девочку как на первую красавицу. Вот такая простенькая манипуляция со стороны взрослого человека - и учитель добился того, что обычная девочка становится суперзвездой класса, хотя до этого девять лет чувствовала себя гадким утенком. Этот пример очень показателен.

Думаю, вы тоже замечали, что самой красивой и самой популярной девочкой становится не та, которая действительно очень красива , если судить о каких-то объективных характеристиках выбора, а та, которая ведет себя как первая красавица.

Поэтому, если вы хотите, чтобы дочка чувствовала себя королевой, начинайте ей говорить об этом, делать комплименты. Причем желательно, чтобы их делала не женщина, хотя и мамина похвала никогда не помешает, а чтобы комплименты и слова восхищения дочь слышала от папы и других мужчин: дяди, брата, дедушки.

Девочка начинает привыкать к тому, что она нравится, ведь ей это все говорят, тогда она ставит себя по-другому в среде сверстников. Такая популярная девочка входит во взрослую жизнь не с глупым ощущением, что за каждую толику внимания надо как-то рассчитываться, или комплименты парнями делаются, только когда им что-то нужно. Она живет с ощущением, что восхищенное внимание к ней является нормой жизни.

К сожалению, воспитанные советской системой мамы делают жуткую ошибку: они убивают в девочках женственность и лидерство. Например, у моей приятельницы дочку в садике мальчики по очереди возили на санках. А она, как принцесса, благосклонно принимала их знаки ухаживания, они даже боролись, кто из них провезет ее на этих санках. И вдруг мама начала возмущаться и выговаривать: «Как же ты так себя ведешь?! Надо меняться местами - он тебя повозил, теперь ты его вези».

Я, когда это услышала, изумилась и спрашиваю: «Да ты что вообще делаешь?! Ты понимаешь, что у твоей девочки врожденная женская модель поведения - мужчины для нее совершают подвиги, в ответ получают ее восхищение, благодарность, и это вполне нормальный, адекватный взаимообмен.

Чему ты учишь ребенка? Пахать как лошадь, не меньше, чем мужчина? Зачем ты это делаешь?!» Мама, естественно, обиделась, что я посчитала её модель равенства глупой. Но в моих глазах мама, которая убивает в девочке ее природную женственность, враг своей дочери. Это огромная ошибка, если она, опасаясь, что дочь вырастет легкомысленной, не позволяет девочке быть красивой и привлекательной легко, без усилий.

Поэтому, если речь идет о девочках-подростках, задумайтесь, что для них ценным выделяющим признаком является красивая одежда, последняя модель iPhone, походы на курсы моделей или еще какие-либо принятые в этом возрасте атрибуты «крутизны». Нет, я не призываю сию секунду снимать с карточки всю зарплату и бежать в бутик, одевать ребенка по последней миланской моде.

Это простой пример превосходства по шкале детских ценностей. И нет, это не опасно. Модные вещи и последний iPhone не сделают вашу дочь эгоисткой сами по себе - характер формирует воспитание, а не марка обуви. А вот в детской и подростковой среде модные вещи дают превосходство при прочих равных условиях, и это хорошо.

А теперь о приятном: обладать признаками превосходства, лидерскими качествами можно и без материальных благ. Если интеллектуально ваш ребенок опережает других детей, они будут его слушать. При наличии интеллекта любой предмет или занятие можно превратить в предмет культа. Помните сцену из «Тома Сойера», когда мальчишки отдавали все свои ценности: стеклянные шарики, монеты, пуговицу, дохлую кошку в обмен за уникальную возможность - разрешение покрасить тетушкин забор?

Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он - мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок - девочка. Ваша задача родителя - не просто покупать ему дорогие вещи, а определить тип и темперамент дочери или сына, и развить интеллектуально и эмоционально. Тогда ребенок начнет доминировать над сверстниками, научится выстраивать отношения со взрослыми. Это будет фундаментом его будущего лидерства во взрослом мире, а вы сможете вырастить ярких, успешных и счастливых личностей .опубликовано .

Ольга Юрковская

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Когда ребенок появляется на свет, на родителей ложатся заботы по уходу за ним - режим дня, кормление, купание, прогулки, посещение поликлиники, первое знакомство с окружающим миром. Мамы хотят, чтобы детки хорошо набирали вес, меньше мучились от колик и прорезывающихся зубов, не простужались и были активны. Время идет, а характер забот о ребенке меняется. Вы начинаете обучать его буквам и цифрам, знакомите со сказками, музыкой, театром, отдаете в группы раннего развития. На первый план уже начинает выходить развитие моральных и духовных качеств человека.

С определенного возраста воспитание ребенка переходит на новый план - родители участвуют в развитии его личности

Родители, которые задумываются о будущем своего ребенка, обычно видят подробные картинки того, кем он будет работать, какую создаст семью, какие качества будут преобладать в его характере. Представить ребенка слабым и безответственным, находящимся на побегушках у сильных и волевых сверстников – худший кошмар любой вдохновленной матери, особенно если речь идет о мальчике. Как воспитать лидерские качества в малыше? Как вырастить волевую, сильную, но добрую и сострадающую личность? Каких ошибок нужно избегать, чтобы потом ваш сын или дочка не страдали от собственной стеснительности и пассивности?

Начнем с семьи

Наверное, многие родители, увлекающиеся психологией, сталкивались с разными мнениями - становятся ли дети лидерами в процессе психологического развития или уже рождаются с запрограммированным набором качеств, определяющих лидерство. Современные психологи считают, что моральный портрет человека зависит на 40 процентов от генетической предрасположенности, на 60 процентов - от воспитания. Получается, что пример родителей и психологическое развитие оказывают большее влияние, чем физиология. Может ли вырасти лидер у неудачников? Чаще всего нет. Хотя бывают случаи, что ребенок, неудовлетворенный условиями жизни, стесненный и напуганный сверстниками, вырастает в жесткого лидера, стремящего не повторить ошибки своих родителей и получить то, что недодало ему детство.

Обычно лидеры появляются в семьях, где царит благополучие, любовь и взаимопонимание, а также у родителей, которые сами достигли в жизни определенных высот и стараются привить малышу собственные лидерские качества.



Вырастить ребенка-лидера способны родители, обладающие такими же качествами

Говорим правильно

Очень часто от родителей можно услышать обидные фразы, обращенные к малышу, отпущенные не потому, что родители его не любят, а потому, что раздражены или устали после работы. Родители часто сами программируют в ребенке неудачника, произнося: «Как я от тебя устала!», «Когда же ты поумнеешь наконец?», «Не рассуждай, а делай, что говорят!». Мать может назвать нашалившего или не справляющегося с чем-то малыша «тупицей», «дураком», «лентяем».

Сын испугался собаки? Тогда он «трус». Дочка заплакала от того, что уронила в грязь куклу? Значит, она «плакса» или «рева-корова». Брошенные с грубостью, нелюбовью обидные прозвища ранят ребенка не меньше, чем дразнилки сверстников в саду или школе, приятелей во дворе. Главное требование к родителям – следите за собственными эмоциями и речью. Своими словами вы программируете грядущие неудачи ребенка, его пассивность, стеснительность и неуверенность в себе. Больше хвалите ребенка, говорите, что у него все получится, только надо немного постараться. Прививайте любовь к труду, уважение к таланту.

Уделяем внимание

Многие родители сетуют на то, что времени на общение с ребенком не хватает. Трудно осуждать за это работающую мать, которой нужно успеть и частично обеспечить семью, и в доме убрать, и поесть приготовить, и проследить за тем, как делаются уроки. В этом отношении легче, когда мать сидит дома, а деньги зарабатывает и карьеру делает только отец. Так бывает нечасто, особенно если семья неполная.


Случается, что за собственными неурядицами родители не могут уделить ребенку достаточно времени

Занятость – не причина отсутствия воспитания у сына или дочери и отсутствия взаимопонимания между старшим и младшим поколениями. Разговаривайте с ребенком: пусть это будет несколько минут по дороге в школу или детский сад, на кухне во время того, как вы варите суп, или перед сном. Каждый день обсуждайте проблемы ребенка. Находите хотя бы 20 минут, чтобы сыграть с ним в его любимую игру, посмотреть новый рисунок, послушать понравившуюся песню или посмотреть вместе мультфильм.

Малышу важно, чтобы вы разделяли его интересы, хвалили его, а не только покупали модные игрушки, современные мобильные телефоны и планшеты. Прекрасная традиция – чтение с мамой перед сном. Пусть даже малыш сам давно умеет читать, покупайте периодически интересные книги с картинками и читайте вслух перед тем, как ребенок заснет. Родительский голос, интонация, энергетика останутся с малышом на часы сна, и он будет ближе к вам и во время бодрствования.

Лидирует или капризничает?

Всегда ли мама, желающая взрастить в своем ребенке лидерские качества, может отличить настоящее лидерство от обычных детских капризов и агрессии? Конечно, нет. Случается, что мама умильно вздыхает и говорит: «Да он настоящий лидер», когда сын командует ватагой малолетних ребятишек, прибирая к рукам все их игрушки и сладости. «Он просто лидер» - оправдывает на детской площадке своего агрессивного сына отец, когда тот отбирает игрушку у плачущего карапуза. На самом деле это не лидерство, а невоспитанность, детская агрессия, диктатура и капризы.



Нужно уметь отличать проявление лидерских качеств и обычную капризность

Ребенок просто хочет иметь все, что находится в зоне его досягаемости. Доля лидерства в этом есть, потому что он проявляет силу воли и подавляет желания детей, но делается это в ущерб другому человеку - мы можем назвать явление «псевдолидерством».

Лидер – это человек, который пользуется авторитетом в определенном социуме, будь то детский сад или школа. Лидер не бывает бесталанным, он умеет и знает, когда нужно проявлять свои таланты и способности. Сверстники уважают его не за диктаторские качества, а за силу воли, способности, находчивость и изобретательность. Дети-лидеры нередко манипулируют своими ведомыми товарищами, поэтому могут легко перерасти в диктаторов. Дело родителей – не дать своему сыну или дочери испортить характер. Его лидерство должно уравновешиваться в семейной и других сферах жизни, малыш должен понимать, что он не идеален и не имеет права никем манипулировать.

Как воспитать лидера в школьнике?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Чаще всего вопросом «как воспитать в своем чаде лидерство?» задаются родители школьников младших классов, когда отношения в коллективе только формируются, дети начинают жить по-взрослому, беря ответственность за свои поступки, проявляя активность, учась и обнаруживая свои сильные и слабые места. Большую роль в этом играет учитель.

Давайте крохе возможность проявлять свою активность. Хорошо, если учитель будет уделять часы обучения не только прописным буквам и математике, но и знакомству детей, рисованию на вольные темы. Дать ребенку возможность рассказать о своем таланте или попробовать его найти – вот задача педагога младших классов.

Случается, учитель даже не знает, что ребенок свободно читает книги по целым главам или лепит из пластилина уникальные фигурки, хорошо поет или умеет готовить блинчики.



Родителям и школе нужно попытаться выявить уникальный талант ребенка, направить силы на его развитие

Советы по воспитанию лидерских качеств:

  1. Учите ребенка ставить четкие цели и вырабатывать план. В этом главный помощник – мама или папа. Это поможет малышу стать целеустремленным и разовьет силу воли.
  2. Развивайте моральную сторону маленького человека. Проявляйте милосердие и доброту сами, прививайте ребенку понятие, что это есть норма жизни. Любить животных и помогать тем, кто попал в беду, заниматься благотворительностью, делиться игрушками и сладостями – нормально.
  3. Уделяйте внимание духовному. Водите ребенка в театр и на выставки, развивайте его таланты. Религиозное воспитание, хотя в настоящие годы общество значительно секуляризировано, не бывает лишним.
  4. Учите ребенка брать ответственность на себя, не лгать и не переваливать вину на других. Главная черта лидера – это сила воли и душевная сила.

Определить лидерство малыша можно и во время игры. Психологическая игра «Адаптация»:

  1. Разделите несколько человек на две команды. Играть может школьный класс, просто группа приятелей. Одна команда получит красные жетоны - это будут те, кто отдает распоряжения. Другая получит желтые жетоны – те, кто будут выполнять распоряжения.
  2. Команда с красными жетонами определяется после проведения разминки. Задание – ребенок должен представить окружающим своего соседа справа, предварительно поговорив с ним пару минут. Яркие личности и наделяются красными жетонами. Остальные получают желтые.
  3. Вокруг каждого лидера формируется микрогруппа. Задание – нарисовать дружеский шарж, идею подает лидер, рисуют обладатели желтых жетонов.
  4. Готовые шаржи должны попасть в разные группы. Задание – придумать смешную подпись под рисунком.
  5. Задание «трех Д»: «друг для друга». Микрогрупы дают друг другу задания.
  6. Заключительное задание, одно для всех групп от ведущего игры.


Психологические игры улучшают отношения в коллективе и помогают выявить лидеров

Игра на скорость «Начали!»:

  1. Первое задание. Группа детей должна организованно и быстро закричать слово «Начали!». Какая группа быстрее и слаженнее выполнит задание – та и победила. В выполнении обнаруживается наиболее активный ребенок.
  2. Второе задание. Исходное положение – дети сидят на стульях или на земле. Группа детей должна быстро встать по команде «Начали!».
  3. Третье задание «Полет на Марс». В группе нужно распределить роли капитана, штурмана, механика, пассажиров и «зайца».
  4. Четвертое задание. Экипажи прилетели на Марс. Нужно распределиться в марсианских гостиницах. Номера в гостиницах разной вместительности – от трехместных до одноместного. Тот ребенок, который окажется в процессе игры в одноместном номере, либо лидер, либо отверженный.

Мини-игры

Игра в «семейную фотографию»:

  • ребята должны расположиться таким образом, словно готовятся к семейной фотографии;
  • выбирается «фотограф» - лидер, который и будет всех рассаживать, назначать роли «дедушки», «бабушки», «мамы», «папы» и т.д.


Модели для семейного фото должны подчиняться «фотографу»-лидеру

Игра в «день рождения»:

  • Предлагается группе малышей написать на листе бумаги, кого бы каждый пригласил к себе на день рождения, причем не более 3 человек.
  • Несколько человек, которые оказываются самыми популярными из приглашенных, становятся «именинниками».
  • «Именинники» приглашают в себе в гости всех ребят. Ребята в свою очередь выбирают, к кому хотят пойти в гости.

Помогаем малышу стать лидером

Как помочь ребенку развить ранние лидерские качества:

  • во время прогулки доверьте ребенку самому нести свою игрушку, бутылку с водой или сумочку;
  • идете на детскую площадку - предложите малышу вспомнить дорогу самому;
  • если на площадке есть незнакомые дети, предложите вашему чаду самому подойти и познакомиться, не забывая о нормах вежливости;
  • разговаривайте с малышом как со взрослым, употребляйте меньше уменьшительно-ласкательных слов, называйте все четко;
  • часто спрашивайте у ребенка: «А как ты думаешь?», советуйтесь с ним;
  • не смейтесь над детскими желаниями и наивными вопросами малыша.


Родителю важно иногда советоваться с ребенком и прислушиваться к его мнению

Главное - вырастить гармоничную личность, научить ребенка уважать других и проявлять свои лучшие качества. Развивайте врожденные таланты человека, не стоит водить от природы отличного художника в музыкальную школу, а вокалиста – на уроки хореографии. Искренне доверяйте своему ребенку, любите его, соблюдайте во всем меру и разумность, помогайте стать тем, кем он хочет.

Воспитывать ребёнка-лидера в наше время становится модным. Взрослые люди, которым уже далеко за тридцать, часто завидуют современным подросткам, ведь их воспитывали совсем в другой манере: в то время «в тренде» были послушные и прилежные дети. Активные, озорные, своенравные дети высмеивались в школьных стенгазетах, над ними смеялись, их осуждали сверстники и учителя. Современный ребёнок в десять лет способен на большее, чем иные взрослые, которые в таком возрасте были паиньками – на радость родителям.

Однако воспитание ребёнка-лидера некоторые родители понимают не совсем корректно. По их мнению, ребёнок должен, что называется, идти по головам – расталкивать сверстников, унижать более слабых и менее способных, силой доказывать своё превосходство. На самом деле такой «лидер» будет производить отталкивающее впечатление. Истинная задача лидера – увлекать за собой, быть авторитетом (не в уголовном, разумеется, смысле!), подавать пример своим поведением. А прежде чем вести за собой коллектив, лидер должен разобраться с самим собой.

Чему нужно научить будущего лидера?

Лидер должен привлекать к себе внимание. А в первую очередь для этого необходимо научиться хорошо говорить. Многие политики, в том числе и отечественные, обретали популярность исключительно умением говорить, убеждать публику. В современном мире, да и не только в современном, важное значение имеет не только то, что человек делает, но и то, как он себя подаёт. В запущенных случаях вообще не важно, кем ты являешься, главное – кем ты кажешься. Но такие случаи приводить в пример ребёнку не нужно.

Хорошо в этой связи рассказать ребёнку про Демосфена. Этот древнегреческий оратор, быстро ставший знаменитым, в ранние годы был очень застенчив, имел слабый голос и заикался. Красиво говорить он не умел и, собственно, мало кому был интересен. Но за годы усиленных тренировок он исправил свои дефекты речи, выработал громкий голос и освоил ораторское искусство, вследствие чего стал настоящим народным вождём.

Эта история учит не только важности речи, но и тому, что следует работать над своей внешностью вообще: следить за одеждой, соблюдать правила гигиены и т. д. Объектом внимания должно быть любое действие .

Настоящий лидер не боится ответственности. Он – первый среди равных, и по нему судят обо всём коллективе (например, о его классе). Однако не должна довлеть над лидером: быть старостой класса, предводителем дружеского коллектива или капитаном школьной футбольной команды очень интересно.

Лидер – это тот, к кому остальные члены группы постоянно обращаются за помощью, от кого они ждут решающего слова, пример с которого берут. Уметь решать вопросы коллектива – важное свойство предводителя, которым никак нельзя пренебрегать: ведь только так можно сохранить лидерство. Что делали с зарвавшимися правителями, тиранами и диктаторами? Их свергали и уничтожали. И наоборот – правители, поддерживавшие свой народ, пользовались взаимной поддержкой, они дольше всех держались у власти, им прощались некоторые погрешности. То же самое происходит, к примеру, в школьном классе: ученики предпочитают идти за тем, кто сможет каждого поддержать или утешить, а нахальному и капризному дадут от ворот поворот. Коллектив всё-таки сильнее одного человека, и тот, кто хочет держать его в своих руках, должен быть чем-то полезен всем.

Лидер необязательно должен успевать по всем предметам. Достаточно отлично владеть некоторыми, а ещё иметь какие-то увлечения, чтобы с их помощью можно было увлекать людей. Главное – своим азартом, увлечённостью и прекрасными результатами даже в какой-то одной деятельности «зажигать» публику.

Почему – деловую, политическую, творческую, научную, спортивную – чаще всего делают троечники? Потому что отличники «распыляются» на все предметы и в результате не в состоянии уяснить ни один из них на уровне «выше стандартного»; кроме того, «ботаники» отрываются от коллектива и его насущных потребностей, они часто необщительны, имеют слишком высокое мнение о себе. А троечники усваивают основные предметы на среднем уровне плюс какие-то – на «исключительном», с их-то помощью они и приковывают внимание к себе.

Лидерские качества не обязательно связаны с постоянными успехами: нужно уметь проигрывать. Не следует порицать ребёнка за неудачи.

Потерпевший неудачу ребёнок может оценить свои действия, разобраться с тем, где он ошибся, и в будущем добиться успеха или помочь кому-то его добиться. Но это лишь в том случае, если не ругать его за ошибки. Ребёнок не должен бояться неудач, ведь они – основа всякого познания: ошибки делают буквально все из нас. Больше того, известно, что люди с «врождёнными способностями» реже добиваются успеха в профессиях, соответствующих этим способностям, чем те, которые никаких «талантов» не имели и всё познавали на практике – методом проб и ошибок.

Поэтому если ребёнок не смог рассказать заданное стихотворение, его нужно ободрить и утешить, следует убедить его, что в следующий раз он сделает это хорошо. Так мы настроим его на и самосовершенствование.

Должен принимать общие правила поведения. Недаром поговорка гласит – чтобы вести людей, надо идти вслед за ними.

Есть и ещё одна: со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Внедряясь в коллектив, любой новичок будет вначале подчинённым, даже если он сразу привлёк чьё-то внимание. Уважение к общепринятым правилам – это уважение ко всем членам коллектива, а без этого уважения настоящим лидером стать невозможно. Поддерживая общие правила, можно в коллективе быстро стать «своим», а это тоже важный шаг на пути к лидерству: подозрительному чужаку публика никогда не доверится.

А главное: истинный лидер – человек самостоятельный, привыкший всего добиваться сам.

Свобода действий – то, чего не хватает многим нашим детям. Ведь традиционно считается, что ребёнок – существо несамостоятельное и нуждающееся во всесторонней опеке. Конечно, в самые ранние годы постоянная забота более-менее оправдана, ведь малыш не умеет даже самостоятельно ходить. Однако по мере взросления он испытывает всё большую потребность в самостоятельных действиях. Если же её не удовлетворить, потребность пропадает и сменяется полной зависимостью от окружающих, в первую очередь родителей. «Маменькин сыночек» ни в коем случае не вырастет лидером, ведь по своей природе он привык подчиняться. Из него может получиться лишь ревностный исполнитель родительской воли, но никак не предводитель или авторитет.

Любопытно, что понятие «ребёнок» с течением времени меняло своё значение. В древности и в средние века человек 12 – 13 лет считался вполне взрослым; он имел право вступать в брак, мог править городом или государством, командовать войском и т. д. В те времена люди были гораздо более независимы по своему мышлению, невзирая на господство религиозной идеологии. В наше время международное законодательство официально считает человека до 21 года ребёнком, хотя определённые «взрослые» права доступны с 14 лет: в некоторых странах с этого возраста разрешается вступать в брак, водить автомобиль, приобретать недвижимость и устраиваться на работу, в нашей стране выдаётся паспорт. А если неофициально, то «в быту» ребёнком часто считается человек до 30 лет, а то и выше. Так, в организациях пожилой начальник игнорирует мнение «молодого» 30-летнего сотрудника, поскольку тот ещё «не дорос». Популярным стал и «вечный ребёнок» как тип личности, который вплоть до старческого возраста развлекается, играет и имеет романтически-наивный характер. Расхожими стали афоризмы вроде: «Первые сорок лет детства – самые трудные для мальчика».

Корни всего этого кроются как раз в воспитании. Дети, не приученные к самостоятельности, попросту боятся совершать независимые поступки, а если и совершают, то делают это неловко, неудачно и быстро разочаровываются во «взрослой» жизни. Понятное дело, что во взрослой жизни такие люди очень редко бывают руководителями, предводителями и даже «заводилами» в дружеской компании.

Как приучить ребёнка к самостоятельности?

Во-первых, как можно больше времени он должен проводить вне дома, вдали от родителей. Детский сад, песочница, друзья во дворе – во всех этих ситуациях ребёнок сталкивается с незнакомым социумом и окружением, в которых ему приходится учиться ориентироваться. Успех в такой обстановке зависит лишь от его собственных действий, поэтому в ней лидерские качества формируются лучше всего. Время от времени необходимо менять окружение – переводить ребёнка в другой садик, водить в другой парк или другую песочницу; к одной и той же обстановке он быстро привыкает, и умение действовать самостоятельно снижается.

С течением времени садик, и песочница сменяются школой, а также детскими спортивными секциями, творческими кружками и клубами. Следует посоветоваться с ребёнком и подтолкнуть его к тому, чтобы он определил, чего он больше хочет и – главное – как это можно реализовать самому. Интересы и увлечения он может избрать для себя только сам, ни в коем случае не с помощью мамы, бабушки или старшего брата; и только сам он может выбрать кружок или секцию.

Лидерство и экономика

С воспитанием детей-лидеров связаны и такие «глобальные» явления, как успехи страны в экономике. Если жители страны с юных лет приучены к лидерству и самостоятельности, то в будущем можно ожидать появление поколения ответственных организаторов, предпринимателей, руководителей.

Почему образцовыми в экономическом и политическом плане считаются страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии?

  • Всё просто: традиционно для Европы характерно воспитание детей-лидеров, которые в будущем «не посрамят честь семьи». Нередко при наступлении 21-летнего возраста родители выдворяют детей из дома: им самим приходится снимать квартиру, искать работу, устраивать свой быт, находить девушку и т. д. К такому событию детей стараются готовить заранее, и рано научившийся проявлять самостоятельность ребёнок не пропадёт в будущем. Конечно, не везде и не всегда на западе этот принцип соблюдается, но общая традиция именно такова.
  • Для азиатских обществ такая строгость нехарактерна, там ребёнка стараются опекать всеми возможными способами. Однако экономическая система этих стран такова, что ребёнок в семье – это, прежде всего работник, залог будущего достатка семейства. Больше детей – больше рабочих рук. Поэтому, проявляя сильную заботу о детях, в Китае, Корее и других странах стараются вместе с тем привить им любовь к самостоятельности. Ведь мальчик в семье – это потенциальный отец семейства, а значит – глава и лидер. Разветвлённая сеть социальных связей, характерная для азиатского общества, существенно расширяет понятие «семьи»: здесь и многочисленные близкие и дальние родственники, знакомые, коллеги по работе и учёбе, начальство и подчинённые, правительство, духовные наставники… И необходимо стремиться стать во главе всей этой публики – так будет лучше для неё. «Восточная» модель лидерства во многом столь же эффективна, как и «западная».
  • А вот страны Латинской Америки были и остаются аутсайдерами. Не последнюю роль в этом играет давняя национальная традиция: дети до 30 лет часто живут вместе с родителями, чтобы пережить экономические трудности, кризис, безработицу; такое поведение неизменно приветствуется обществом. То же самое наличествует и в таких странах, как Греция и Испания – самых небогатых и «отсталых» странах Европы. Там сформировалось такое явление, как NEET, или «поколение ни-ни»: это молодые люди до 30 лет (а то и выше), которые живут с родителями, не работают, не учатся и не заводят семью. В этих странах аналитики говорят, что «поколение ни-ни» пагубно сказывается на экономическом развитии: выросшие в таких условиях люди неспособны к каким-либо серьёзным самостоятельным действиям, не имеют рабочей или научной квалификации, не имеют лидерских качеств для занятия ответственных должностей. В традициях средиземноморских и латиноамериканских стран – чрезмерно опекать детей и не давать им возможности действовать самостоятельно. В последнее время эта традиция перекочевала и в Западную Европу, что также негативно повлияло на развитие этого региона. Аналогичное явление – «хикикомори» — имеет место и в Японии. Постоянные бедствия, испытываемые Грецией или Испанией, характерны и для нашей страны. Лидерство и самостоятельность в СССР и нынешней России порицаются и высмеиваются при воспитании детей, а в дальнейшем этот принцип переносится и во взрослую жизнь. «Инициатива наказуема» — это выражение на долгие годы стало универсальной формулой жизни в нашей стране. Так формируется привычка подчиняться и угождать, и лидерство над «стадом» неизменно берут всевозможные мошенники, уголовники и иностранные агенты, которые стоят выше закона и традиций и поэтому «знают правду».

Поэтому воспитание детей-лидеров принесёт пользу не только для самих детей, но и для страны в целом.

Мир предъявляет к сегодняшним детям достаточно жесткие требования – система образования, воспитания установила высокую планку психического, умственного, физического развития для детсадовцев, школьников. Окружение ребенка изобилует талантливыми, одаренными сверстниками. Возможности роста, расширения кругозора, получения нового опыта растут с каждым годом. Кажется, «середнячки» в современном мире будут совершенно неприспособленными к жизни, неконкурентоспособными, потерянными, не обретут признание, успех, самоуважение и веру в себя.

  • Родители все чаще задаются вопросом: как можно воспитать лидера в ребенке — мальчике особенно?
  • Действительно ли лидерские качества можно привить, развить, воспитать даже в самых робких детях?
  • Что для этого нужно делать?

Задатки лидера проявляются у некоторых ребят уже в трехлетнем возрасте. Все, что нужно сделать родителям и педагогам, – немного подтолкнуть, направить малыша, научить правильно использовать свой авторитет среди друзей. Стоит ли работать в этом направлении, если малыш застенчив? Да – возможно, в будущем такой ребёнок не поведет за собой толпу, но он научится слушать и слышать себя, ответственно принимать решения, отстаивать свои границы.

Родители не всегда имеют четкое представление о том, как проявляются лидерские качества, и путают их с капризами, агрессией, нетерпимостью. Трехлетка, вопящий на соседку по игре, что она должна быть злой принцессой, иначе он выгонит ее из компании, не может называться лидером, как и подросток, держащий в страхе отличника, чтобы тот делал вместо него домашние задания.

Черты лидера

Какие же особенности детского характера и поведения говорят о наличии лидерских задатков?

  • У ребенка есть хобби, увлечение, дело, способное надолго завладеть его пристальным вниманием.
  • Если что-то не получается, малыш не торопится расстраиваться и жаловаться, а пытается решить проблему снова и снова.
  • Контактность, коммуникабельность, в том числе с незнакомыми людьми.
  • Интерес к делам семьи.
  • Умение увлечься делом, которое на первый взгляд кажется скучным, неинтересным, бесполезным.
  • Дружелюбие, доброта – малыш не склонен к обидам, зависти, ссорам.
  • Необъяснимая способность притягивать к себе других детей – ребенок лидер всегда в центре игры.
  • Умение планировать, просчитывать разные варианты, выбирать наилучший.
  • Активность, жизнерадостность, способность «разруливать» чужие конфликты, заступаться за тех, кого обижают.
  • Здравомыслие – дети с задатками лидера умеют договариваться, идти на компромисс, аргументировать свою позицию.
  • Адаптивность, гибкость.
  • Стремление везде и всегда быть первым, побеждать.

Доверие воспитателей, учителей и сверстников, ответственность, обаятельность, харизматичность – признаки настоящего, достойного предводителя. Такие дети ведут за собой без давления, принуждения, они умеют убедить, увлечь, объяснить, согласиться с мнением другого, оказать поддержку, организовать. Являясь авторитетом для друзей, они часто становятся инициаторами «спасательных операций», если кому-то нужна помощь.

У медали лидерства есть оборотная сторона – зазнайство и нарциссизм. Чтобы этого избежать, ребенка нужно мягко направлять в русло созидания, акцентируясь на его лучших качествах, прививать и поддерживать чувство ответственности за себя и тех, кого он ведет за собой.

Истинный предводитель знает свои сильные стороны и с удовольствием демонстрирует их публике. Он тянется к старшим ребятам и взрослым, умело поддерживает общение с ними.

Воспитание лидера в семье

Задумываясь о том, как вырастить лидера, мама и папа чаще всего двигаются в сторону специальных методик, сложных психологических приемов, забывая о том, что основа основ – это общение, собственный пример и доверие. Родители воспитывают своих отпрысков, просто находясь рядом с ними каждый день, демонстрируя определенные модели поведения. Наблюдая за значимыми взрослыми, кроха усваивает их ценности, взгляды, принципы, способы действия в различных ситуациях. Поэтому прежде всего необходимо уделить внимание качеству собственной жизни и взаимодействия внутри семьи.

Психологи объясняют, как воспитать в ребенке лидерские качества, не делая для этого ничего особенного:

Следите за речью

Обидные фразы и слова, сказанные сгоряча, от усталости или на автомате, ранят детей и программируют их на неудачи. «Какой же ты грязнуля», «Ну что ты вечно копаешься», «Молчи и делай, что сказано». Унижающие личность ребенка прозвища: дурачина, неряха, рева-корова, трус. Все эти слова западают глубоко в душу и протаптывают тропинку к комплексам, неумению заботиться о себе и общаться с другими людьми.

Будьте малышу поддержкой, говорите ему хорошие, добрые слова, концентрируйтесь на его плюсах. Исключите дразнилки, обзывания, ярлыки.

Речь родителей должна быть чистой, грамотной, правильной, понятной – такой же будет и речь ребенка, а это очень важно для лидера, ведь предводитель – это всегда отчасти оратор.

Больше внимания

Уверенность в себе, желание исследовать окружающий мир, смелость дерзать — неизменные спутники «долюбленных» детей. Если для совсем крох любовь выражается в постоянном контакте с мамой, то дошколятам и школьникам нужны беседы, обсуждения, размышления. Заведите семейные ритуалы:

  • книжка с мамой на ночь;
  • обсуждение того, как прошел день, после ужина;
  • утренняя зарядка с папой;
  • семейный обед у бабушки на выходных;
  • совместное приготовление пищи, уборка.

Любая совместная деятельность – возможность пообщаться, обсудить какое-то событие, просто поболтать ни о чем.

Свобода действий

Невозможно вырастить из ребенка лидера, если не давать ему пробовать и ошибаться. Гиперопека убивает инициативность, желание развиваться, думать, делать. Разрешите годовасу продолжать попытки взобраться вверх по крутой лестнице, трехлетке – налить себе воды и одеться, пятилетке – разрешить конфликт со сверстником, школьнику – договориться с учителем о дополнительных занятиях.

При выборе секций и кружков руководствуйтесь пожеланиями ребенка, пусть начинает, бросает и пробует что-то другое. Так маленький человечек научится анализировать и выбирать.

Предоставьте выбор в решении проблем. Родители склонны давать детям готовые решения по первому же запросу. Попробуйте изменить сценарий – отдайте инициативу в руки сына или дочери. Чадо научится слушать себя, доверять себе, осознает, что обладает реальным влиянием.

Поддержка

Положительная мотивация – способ подтолкнуть ребенка к новым свершениям. Вместо того, чтобы ругать за неудачу, поддержите: «Да, выступать на публике действительно страшно. Должно быть, ты расстроился, что не смог рассказать стих». Малыш поймет, что ошибки и неудачи – неизбежная часть пути, а с каждой попыткой вероятность победы повышается. Невозможно сделать ребенка лидером, не научив его достойно относиться к своим поражениям.

Поддержать – прежде всего принять чувства, переживания малыша. Правильный посыл от родителей – я вижу твое состояние, я его понимаю, я помогу тебе справиться. Учите детей проявлять свои эмоции с оглядкой на тех, кто рядом: ты злишься, это нормально, но хлопать дверьми от злости нельзя, вместо этого ты можешь порвать бумагу или покричать в подушку.

Широкий круг общения

Маленький предводитель нуждается в аудитории. Ходите в гости, приглашайте гостей к себе, посещайте массовые мероприятия, гуляйте на больших площадках. Расширяйте привычный круг контактов – помимо садика или школы запишите чадо на занятия командным видом спорта, в театральный кружок, другую секцию, предполагающую взаимодействие в группе.

Ответственность

Воспитывайте в крохе умение отвечать за свои слова и поступки. Показывайте и объясняйте, как сделать выбор, не затрагивающий интересов других людей. Обращайте внимание на то, какие последствия имеют те или иные действия, учите видеть взаимосвязь между собственным поведением и реакцией на него со стороны родных и друзей. Прививайте правильные ценности: честность, уважение к окружающим, умение соблюдать чужие границы, эмпатию.

Ответственность появляется вместе с обязанностями. Подключайте чадо к выполнению домашних дел. Дом – общий, и все члены семьи прилагают усилия, чтобы содержать его в чистоте и порядке. Договоритесь, за что отвечают сын или дочь, когда должна выполняться работа, кто и когда проверяет качество исполнения. Постепенно этап контроля можно будет исключить.

Здоровая критика и похвала

Умение воспринимать критику играет важную роль в развитии лидерских качеств ребенка. Задача родителей – мягко указать отпрыску на недочеты, подтолкнуть его двигаться дальше, продолжать попытки, искать новые пути решения проблем. Отмечайте то, что сделано хорошо, и стимулируйте делать еще лучше. «Я вижу, что все игрушки на своих местах, одежда лежит аккуратно в ящиках, фломастеры в коробке. Только пыль на столах осталась. Кажется, тут понадобятся тряпка и еще пять минут времени».

Современные психологи утверждают, что хвалить тоже нужно с умом. Дети перестают воспринимать похвалу, когда на все свои достижения слышат неизменные шаблоны: «Молодец!», «Как красиво!», «Ты самый лучший!». Для того чтобы ребенок обрел истинное понимание своей ценности, достаточно немного изменить стратегию. Описывайте то, что видите – «О, я смотрю, ты нарисовал здесь два красных пятна, одно синее, много зеленых черточек и даже желтую закорючку. Как ты так придумал?!», «Я вижу, что посуда помыта, крошки со стола убраны, пол чистый. Все, как я и просила. Вот это я называю ответственностью!». Через некоторое время ребенок сам начнет осознавать свои победы, видеть сильные стороны и признавать собственные достоинства.

Партнерство вместо соревнований

Родители порой имеют искаженное понимание того, как воспитать лидера – в ребенке предлагается культивировать дух соперничества с мамой, папой, братьями и сестрами. Семья – это прежде всего партнерство, в котором существует строго определенная иерархия. Родители обозначают границы, нормы допустимого поведения, являются авторитетом, имеющим решающее слово. Братья и сестры – одинаково ценные члены семьи, на их привилегии никак не влияет то, кто из них лучше рисует, кто первый поел или оделся. Пресекайте соперничество между детьми, поощряйте попытки сблизиться, действовать сообща, поддерживать друг друга.

Игры на определение и развитие лидерства

Вопрос: «Как воспитать лидера в ребенке?» – мальчике или девочке, имеет еще один простой ответ: играйте. Организуйте следующие несколько игр, которые наглядно продемонстрируют, насколько развиты лидерские способности ваших деток, и на что следует обратить внимание.


Игровая деятельность наглядно показывает, кто из детей имеет явные предводительские таланты.

А если он не лидер?..

Дети разные, и зачастую родительские ожидания – а вернее, амбиции – не оправдываются. Как быть, если ваш малыш, несмотря на прилагаемые вами усилия, продолжает оставаться застенчивым, замкнутым и скромным?

Сосредоточьтесь на положительных сторонах своего ребенка и любите его именно таким. Позвольте малышу заниматься тем, что ему интересно, подбадривайте, верьте в него. Не стоит стыдиться дитя, которое избегает всеобщего внимания. Возможно, ваш тихий спокойный созерцатель станет выдающимся изобретателем. В любом случае, ломать стержень человека, даже маленького — сомнительное удовольствие, которое к тому же не принесет счастья ни родителям, ни ребенку. Поддерживайте сына или дочь в их начинаниях, желаниях, инициативах. Учите прислушиваться к себе, самостоятельно принимать решения, ценить дружбу, верность, порядочность.

Быть лидером – не всегда означает быть первым среди остальных. Истинный лидер – тот, кто способен следовать своему сердцу, выбирать свой путь, выбирать цели, идти к ним, сохраняя свой комфорт, окружая себя людьми, которых хочется видеть рядом.

Как это ни странно, но именно от любящей матери зависит, каким вырастет ее сын - ответственным за себя и свою семью или до старости остающимся маменькиным сынком.

Мальчику следует оказывать поддержку и давать возможность проявлять инициативу. Так он обретет понимание своей внутренней ценности как духовного существа. У него должен быть сформирован здоровый подход к жизни, базирующийся на основе таких добродетелей как честность, уважение, доброта и сострадание.

В подростковом возрасте мальчику нужна дисциплина, также ему пойдет на пользу какая-нибудь социальная работа (может быть полезна даже служба в армии) либо какая-то благотворительная, религиозная деятельность.

Особенно важно бывать с мальчиком на природе, чтобы он смог обрести навык взаимодействия с миром природы. Пешие прогулки, походы, садоводство, связь с растениями, камнями и звездами расширит его кругозор и сделает более чувствительным к жизни в целом, ведь она включает в себя изучение не только экологии, но также и традиционной духовности.

Чем раньше мама начнет поощрять «мужские» поступки своего сына, тем лучше. Особенно это важно, когда мальчик проходит периоды так называемых возрастных кризисов развития:

«кризис трех лет», когда закладывается личность ребенка и он становится чересчур самостоятельным, непослушным и даже агрессивным;

«кризис готовности к школе», когда познавательная активность акцентируется на предметном и информационном освоении мира;

и очень важный «кризис подросткового возраста», когда «кровь бродит», а учеба отступает на второй план.

Необходимо понимать, что в эти переломные периоды самооценка мальчика особенно неустойчива.

Во-первых, ваш сын в начале каждого кризиса вступает в новую для себя сферу, а это всегда тревожно.

Во-вторых, между мальчишками обостряется конкуренция («кто сильнее», «кто дальше плюнет или пописает», «у какого папы больше машина»), которая достигает своего максимума у подростков («кто круче»). Ничего не поделаешь, такими нас создала природа. У девочек конкурентные отношения тоже есть, но они существенно более сглажены.

Особо ценными для почти любого мальчишки будут комплименты, сделанные мамой по поводу его физической силы. «Молодец! Ты у меня настоящий мужчина! Ты прямо как папа - настоящий мастер! Я горжусь тобой! С тобой мне не страшно в грозу! Ого, какой ты сильный, а я и не думала! Ты такой смелый! Я верю в тебя!» Эти и подобные им слова, сказанные с соответствующим выражением, никогда не потеряют свою волшебную силу, даже когда ваш маленький «зайчик» уже вырастет. Не скупитесь на них.

Наверное, не стоило бы упоминать о том, что мама должна научить сына полезным навыкам: пришить пуговицу, помыть посуду, сварить картошку, подмести пол. Настоящий мужчина должен уметь делать все - эту мысль мама должна заложить своему сыну с детства. Безусловно, лучшим ее подтверждением могут быть действия папы. Но если в силу обстоятельств папа хорошо умеет только говорить по телефону и работать на компьютере, то вы можете рассказать сыну, что лучшие модельеры и портные - это мужчины, что подавляющее большинство шеф-поваров в ресторанах - это также мужчины.

Кстати, мама вполне может привлекать сына к приготовлению пищи. Только не поручайте ему неинтересную и грязную работу. Старайтесь все превратить в творческую и увлекательную игру, не забывая при этом следить за соблюдением техники безопасности. «А что бы ты еще добавил в суп?» «А как ты считаешь, соли достаточно?» «Слушай, могу я положиться на твой нос? Выбери, пожалуйста, специи для курицы на твой вкус». «Вот из этого куска теста ты можешь вылепить что угодно, и потом мы положим это в духовку». «А кто мне откроет банку консервов?»

В жизни бывает всякое, и если вы воспитываете сына одна, то постарайтесь обеспечить ему максимально возможное мужское влияние - вашего отца, брата или какого-либо другого авторитетного для мальчика мужчины. Ничего не поделаешь, мужское общество является необходимым условием для нормального формирования психики мальчика. И еще - какие бы ни были ваши отношения с отцом ребенка, никогда не говорите сыну ничего негативного о нем…

Мама должна как можно раньше приучать сына к особо уважительному и внимательному отношению к себе и к женщинам вообще, формируя тем самым у него мужское самосознание. Мальчика надо научить не только заботиться и помогать девочкам и женщинам, но и ухаживать за ними, понятно и красиво проявлять свои нормальные мужские чувства. Кроме того, мама должна помнить, что, так же как отец для девочки, так и мама для мальчика - первый и самый главный объект противоположного пола, который он встречает в своей жизни. Образ мамы накрепко впечатывается в его подсознание, обновляется и обогащается по мере взросления сына, и потом, когда мальчик станет юношей, этот образ окажет существенную роль при выборе им спутницы жизни. Именно поэтому маме следует постоянно следить за своей внешностью для того, чтобы ее сын в любой момент мог подтвердить изначальную истину: его мама - самая красивая.

Лидер - мальчик , имеет мужскую лидерскую позицию, то есть мальчик старается добиться поставленных целей, через свою настойчивость, упорство. Достигает своей цели, как бы ему тяжело не было.

Ваша задача - помочь сыну как можно раньше найти свою неповторимую индивидуальность и реализовать ее.

Дорогие заботливые мамы, если вы действительно желаете добра своему ребенку, если вы хотите, чтобы сын уважал вас не только как маму, но и как интересную личность, то больше думайте о себе, работайте над собой, взрослейте вместе с сыном. Мама - это самая нужная и благородная профессия в мире. Но не забывайте при этом и о других профессиях, о том, что вы не только имеете право на свою реализацию в других областях, но это является вашей обязанностью именно для того, чтобы быть полноценной мамой своему сыну. Если вы будете счастливы в личной и в профессиональной жизни, то никогда не сделаете из сына «маменькиного сынка».