Главная | Блоги | Юбилей фильма

Юбилей фильма

3 февраля 2017

Рубрика: Юбилей фильма

 

Заголовок: В поисках отражения

Даже будучи атеистом, мыслящий человек всегда формируется в орбите влияния религии и культуры своей страны. Эта закономерность хорошо прослеживается на примере творчества Станислава Лема - крупнейшего польского писателя-фантаста.

Главные его романы - «Эдем», «Возвращение со звёзд», «Солярис» - нельзя воспринимать в отрыве от философской проблематики: человек и космос, человек и мир, человек и Бог. Но даже в этом ряду глубоких произведений «Солярис» занимает особое положение. Созданный в начале шестидесятых годов прошлого века, роман задал столь высокий уровень научной фантастики, что другие авторы могут только брать его за ориентир.

В книге и на экране

На протяжении многих лет роман Лема служил объектом вдохновения для режиссёров театра и кино. В 1972 году, вышел на экраны один из самых сильных фильмов - «Солярис» Андрея Тарковского. Немаловажно, но предки режиссёра имели польские корни, что во многом определило его духовные искания. Разумеется, Тарковский переосмыслил роман, некоторые сюжетные линии получили неожиданное продолжение, что только подтверждает многоплановость первоисточника.

Как известно, Лему не понравилась экранизация Тарковского: «Он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание», - сказал писатель. Однако сам того не желая, великий фантаст похвалил великого режиссёра. Сегодня, по прошествии 45 лет, не может быть и речи о каких-то противоречиях между романом и художественным фильмом. Они взаимно обогощают и как бы перетекают друг в друга. Даже трудно определить, где завершается роман и начинается фильм. И говорят эти произведения об одном и том же - о попытке духовного контакта человека и того запредельного, кто превосходит его разум и понимание.

Пространство смыслов

Прибывающий на космическую станцию главный герой романа и фильма Крис Кельвин переживает нравственный кризис. Он считает себя виновным в том, что какое-то время назад его жена покончила самоубийством после ссоры с ним. Двое других обитателей станции тоже мучаются угрызениями совести, каждый - своими. Физическими воплощениями этих мучений становятся «гости», которых создаёт мыслящий Океан, покрывающий планету Солярис. В первый же день присутствия на станции к Кельвину является абсолютный «двойник» его покойной жены.

В научной фантастике трудно найти произведение, в котором было бы столько смыслов. Религиозных смыслов. Самый узнаваемый пласт - тема смерти и бессмертия. Жена главного героя умерла, но клетки «двойников» обладают потрясающими возможностями регенерации -  и потому «гости» могут жить вечно. Однако существовать они могут только в силовом поле Океана. И в подтексте читаем: отдаление от Бога - смерть.

Вспомним ещё один эпизод, где над Океаном погибает космический пилот, в своё время оставивший на Земле женщину с ребёнком. И вот уже его коллега, пролетая над поверхностью планеты, вдруг видит в тумане… младенца. Это ли не трансформированная идея о первородном грехе?

Парадоксы теологии

Сама тема контакта с инопланетной цивилизацией - мыслящим Океаном в рамках фантастического сюжета приобретает духовный смысл. Люди ищут Бога, но и Бог ищет человека. И полноценный контакт невозможен без нравственного самосовершенствования. А вот идти или нет навстречу Богу, зависит от свободной воли каждого из нас. Именно в католицизме важнейшее значение имеет персонализм - социально-этическое учение, которое ставит во главу угла человеческую личность как высшую духовную ценность.

«Человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью», - говорит Папа Римский Иоанн Павел II, до интронизации Кароль Юзеф Войтыла, известнейший представитель Польши.

Суть персонализма в том, что человек изначально свободен - и даже Бог, создавший его, не может повлиять на его действия. Человек, совершающий греховные поступки, приносит страдание Богу.

«Гости» - овеществленная совесть, призраки, вызванные к жизни чувством вины, - пишет о смысле романа Александр Генис, русский писатель и литературовед. - Трагический эксперимент Соляриса - парафраза центрального парадокса теологии. Даже всемогущий Бог, создав свободного человека, не может предсказать последствия своего творения».

Почему же стал возможен сам акт Творения? На этот вопрос герои романа и фильма ищут ответ, пусть пока и безуспешно: «Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров, нам нужно зеркало», - размышляет один из персонажей «Соляриса» - доктор Снаут.

Но ведь зеркало, именно Зеркало с большой буквы, необходимо самому Богу. Он, создавший человека по образу и подобию своему, ждёт диалога со своим творением, но зачастую безуспешно. В этом суть философских размышлений двух великих поляков - Лема и Тарковского. Вспомним, что один из фильмов режиссёра так и называется - «Зеркало». Картина вышла на экраны два года спустя после «Соляриса».

Дмитрий Мазур

 

Литература:

 

А.А. Генис. Три «Соляриса». Ненаучная фантастика. Журнал «Звезда», № 4 (2003)

В. В. Тюшагин,  В. И. Петрушко. Иоанн Павел II. - М. : Церк.-науч. центр «Православная энциклопедия» (2010)



Смотрите также